При поддержке Фонда Развития Национального Туризма

Оцените материал
(1 Голосовать)

Встреча. Как всегда, по традиции, групповая фотография с флагом перед отправлением. Из 12 человек шесть девушек и два ребенка. Слабый пол выбрал неслабое приключение.

Первая остановка – село Каракулино

Первым попадается памятник орлану-белохвосту, который появился в нашей Удмуртии совсем недавно. Александр Кондратьев поделился своей историей встречи с этой птицей.

Спустились к памятнику ветеранам Второй Мировой войны, известный как журавлиные крылья, посмотрели часовню – символ Каракулинского района, которая изображена на флаге и гербе.

Интересно, что это старинная кладка, сохранившаяся до наших дней. На спуске к часовне еще сохранился участок дороги, выложенный камнями еще при царе, и прекрасно сохранившийся до наших дней.

С «крылатого» памятника виден мыс любви – наша следующая остановка.

С мыса открывается красивый вид, сюда часто приезжают влюбленные пары, были замечены даже свадьбы. Вид с одного из участков мыса был когда-то заставкой ГТРК «Удмуртия».

Гуляя по мысу, один из детей обратил наше внимание на уползающую по траве змею. У Александра сработал охотничий инстинкт и ловкими прыжками он настиг змею и осторожно придавил ее ботинком, чтоб не причинить вреда и мы смогли получше рассмотреть ее.

Черный с двумя пятнами на голове – это был уж.

Александр рассказал, что укус его хоть и не ядовитый, но болезненный и на месте укуса образуется опухоль. Уж в попытках освободиться, безуспешно пытался укусить ботинок Александра – понятно, что босиком на его пути лучше не попадаться. Когда Александр убрал ботинок, уж еще лежал свернутый в кольца и готовый к атаке, но сфотографировать не всем удалось. При приближении фотоаппарата он быстро уполз.

Вид с мыса любви обманчив. Вдали виднеется мыс у села Колесниково, кажется, что до него дойти недолго – час, два. По дороге может и недолго выйдет. Но по берегу приходится преодолевать овраги, из-за этого путь до Усть-Бельска будет несколько дней.

Зуевы Ключинаша третья остановка.

Это особенное место, не зря так популярно среди туристов. Это не только крайняя южная точка Удмуртии.

Здесь находится два целительных родника – святой и гремячий ключи, обладающие по народным поверьям целительными свойствами, в этом месте было когда-то городище, окруженное рвами с двух сторон и валом с третьей стороны, а также здесь живет известная целительница – Зинаида Ивановна, к которой приезжают лечиться со всей России.

Апрельская погода, как всегда оказалась непредсказуемой. Утром был холод, участники даже взяли теплые куртки, кто-то пожалел, что не взял зонт. А сейчас уже солнце печет и в ветровке жарко.

Для обеда нужна вода и мы первым делом спустились к гремячему ключу, где рассказали участникам историю возникновения источников и часовни, освященной в честь святых Флора и Лавра.

После гремячего ключа, мы посетили святой ключ, где построена купель, поднялись к святому ключу.

По обычаю паломники окунались в купель, а потом поднимались вверх по лестнице к часовне, где молились и ставили свечки.

Под влиянием сил природы, оборудованное место уже приходит в негодность. Купель разрушается, верхняя часть лестниц от родника до вершины уже разрушены. Две неслабые представительницы слабого пола решили подняться по склону, остальные пошли обратным путем.

В часовню нам не удалось попасть – там идет ремонт и вскоре часовня предстанет перед нами в обновленном виде. Рядом с часовней построен гостевой домик для туристов – там даже есть электричество и наколоты дрова.

После родников мы поднялись к целительнице Зинаиде Ивановной. Необычно было увидеть легенду простой скромной и работящей бабушкой, возвращавшейся с фермы. У участников были свои личные вопросы к ней, но к сожалению, время было ограничено.

Спустившись к костру, мы приступили к самой приятной части похода – обед.

Девушки быстро нарезали салат в четыре руки, Александр Кондратьев преподал мастер-классы по изготовлению изделий из бересты.

Пока обедали, познакомились друг с другом поближе, участники делились своими интересными историями.

После обеда настало время стрясти жирок – мы поднялись на ведьмину гору, на которой стоит одинокая яблоня и неожиданно для себя увидели сурков. Если честно, даже не надеялись их встретить. Китайцы говорят: пройди после еды сто шагов и доживешь до ста лет. Интересно, на сколько участники продлили себе жизнь, поднимаясь по горам?

Ну, впереди была еще одна веселая прогулка – Чегандинская пещера. Километра два по полю, еще немного по лесу, пробираясь через ветки кустарников и деревьев, мы вышли на крутой обрыв. Земляные ступени в лог, засыпанные листьями были скользкими, и склон был слишком крутой для многих девушек, так что я, как джентльмен предложил одной из дам руку (но только руку).

В пещеру первым спустился Александр с первой частью группы. Ждем очереди.

Первыми вылезли мальчишки школьного возраста и обрадовали нас новостью – в пещере нет даже летучих мышей. Я спросил про монстров, как в фильме «Спуск» – их там тоже не было и после выхода группы, мы спустились вниз. Пещера уже осыпается. Я узнал то место, где когда-то сделал странный снимок – сгусток тумана, в котором можно рассмотреть глаза и пасть. На том же месте я разбил свой фотоаппарат. Когда я залезал в пещеру, Александр сказал: «Если что – кричи» Успокоил. Кричать-то нельзя в пещере.

Пещера уже осыпается. Если в 2010 году я спускался в пещеру на корточках, а в большом зале вставал в полный рост, то в этот раз я залезал в пещеру уже ползком, а в большом зале стоял, пригнувшись.

После выхода из пещеры, среди нас оказался морж. Один из участников решил искупаться в ледяной воде.

Преодолев двухкилометровое поле, мы, наконец, сели в машину и поехали домой. Уже смеркалось.
29 апреля я приехал домой загорелый.